РГГУ
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ

Вечные образы и категории в литературе и художественной культуре

Руководитель – Галина Витальевна Макарова

Занятия будут посвящены жизни в истории вечных образов и категорий в литературе и художественной культуре. Можно рассматривать жизнь вечных образов (Гамлет, Антигона, Эдип, Дон Жуан, Электра) в синхроне и диахроне. Такой же подход предусматривает и рассмотрение категорий, определяющих сюжет и смысл художественных произведений во всех видах искусства (например: дом, море, остров, любовь, смерть, предательство и т.д.).

Предметом рассмотрения могут быть пьесы, спектакли, кинофильмы, литературные тексты (при условии сходства мотивов с произведениями искусства).

Киноведение: теория и практика

Кино и другие искусства

Руководитель – Нина Александровна Дымшиц

Кинематограф, наследник классических искусств, с первых шагов начал «ощупывать себя» и осознавать себя как искусство. Предшественники облегчили ему путь самопознания.

Кино о кино, экран в экране, самосознание кино или автометаописание кинематографа. Кино, которое видит себя в «зеркале экрана». Кинокамера, развернутая на 180 градусов… Любой из этих образов подходит для определение того, о чем пойдет речь на семинаре.

От ранних опытов любительского кино, анимаций Владислава Старевича и комедий-пародий Бастера Китона – через Рене Клера, Орсона Уэллса – к Годару, Вайде, Митте, Богдановичу, Трюффо, Герману, Кесьлевскому, Вуди Аллену… И далее – к новейшим экранным автометаописаниям.

Однако кинематограф с первых шагов обращается и к другим искусствам, ставит вопросы, связанные с их сутью, с их проблемами, с их возможностями и границами…

И тогда мы можем говорить о театре на киноэкране, о живописи, скульптуре, музыке – в экранной проекции.

Экран и сцена, кино и живопись, кино и музыка, балет в экранной проекции… Это тоже станет предметом размышлений на занятиях семинара.