ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РГГУ  
|| ГЛАВНАЯ || СТРУКТУРА || СПЕЦИАЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ || НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ || ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ || ДЛЯ СТУДЕНТОВ || ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ || ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ || КОНТАКТЫ ||
| кто есть кто | история факультета | полезные ссылки | Белые чтения | in memoriam |
СТРУКТУРА
Кафедра истории литературы новейшего времени
Классическая русская литература и русская литература советского периода имеют принципиальные структурные отличия, которые обусловливают необходимость достаточно отличающихся друг от друга методов их изучения. Главным структурным элементом, определяющим специфику развития русской литературы советского периода, является цензура, после 1917 года кардинально меняющая свою роль по сравнению с ролью в литературной системе 19-го века. Посредством цензуры реализуется монополия советского государства в области культурной политики, таким образом, главным структурным соотношением в истории русской литературы ХХ века становится смысловая оппозиция «цензурная / официальная литература» - «неподцензурная / запрещенная литература». История русской литературы ХХ века предстает в виде проблематичного сосуществования автономных литературных систем – «советская литература», «неподцензурная литература» (неопубликованная в советский период или же размещаемая в «самиздате» и «тамиздате»), литература Русского зарубежья.

На протяжении длительного времени эти системы изучались изолированно друг от друга. В советское время изучалась исключительно официальная, подцензурная литература. В 1990-е годы широкий интерес исследователей привлекла неподцензурная литература во всех ее проявлениях (от творчества Ахматовой, Мандельштама, Пастернака до литературного быта андерграунда 1960-1980-х гг.). Тогда же в западной славистике, а следом – в отечественной русистике появился интерес к феномену «советской литературы» с точки зрения поэтики и мифологии. Советская официальная литература в подобных исследованиях рассматривалась либо как реализация тоталитарного проекта (прослеживались общие тенденции, характерные для искусства и литературы тоталитарных государств ХХ века), либо как специфическая форма массовой культуры и постфольклора.

В настоящее время можно утверждать, что единая история русской литературы ХХ века, построенной на прояснении сложных, но все же реально существовавших взаимосвязей и соотношений между различными культурными пластами и литературными системами, до сих пор не написана. Создаваемая кафедра истории русской литературы новейшего времени основной целью своей деятельности считает последовательное движение в этом направлении. В методологическом отношении основным ориентиром в деятельности кафедры остается научное наследие Г.А. Белой, разработавшей эффективную методику анализа соотношений между поэтикой художественного текста и социокультурными контекстами его создания.

Другой важнейшей задачей создаваемой кафедры является последовательное изучение русской литературы постсоветского периода. Без понимания основ функционирования русской литературы советского периода невозможно эффективно заниматься изучением русской литературы 1990-2000-х гг. Радикальность структурных изменений в системе функционирования литературы в последние десятилетия обязывает иметь четкое представление о начальной точке динамического сдвига, чтобы адекватно оценить направление трансформации того или иного элемента системы.

Постсоветский период русской литературы ХХ века ставит перед исследователем новые методологические проблемы. Прежде всего, это проблема исследовательской дистанции. Длящаяся, развивающаяся на глазах исследователя литературная система требует иного подхода, нежели завершенная литературная эпоха. Совершенно по-иному формулируется и вопрос о научных источниках. Эти факторы обусловливает, в первую очередь, необходимость различных форм проектной деятельности, позволяющих изучать объект исследования непосредственно через живой контакт с ним, посредством участия в изучаемом процессе или явлении.

Важнейшую роль в работе кафедры будет играть подготовка бакалавров филологии по направлению «Новейшая русская литература: творческое письмо» - прием на эту образовательную программу открылся в 2007 г. Программа призвана преодолеть проблему несогласованности академического филологического образования и потребностей современного рынка образовательных услуг. Целью данной программы является подготовка специалистов широкого профиля, свободно ориентирующегося как в исторических контекстах отечественной культуры и литературы, так и в современных социокультурных процессах, владеющего комплексом общегуманитарных знаний и при этом обладающего навыками создания текстовых сценариев самых различных жанров.

Для достижения этой цели в учебный план бакалавриата, помимо блока обшеобразовательных, традиционных филологических и гуманитарных дисциплин, включены: а) дисциплины блока «Современная русская литература и культура» (новейшая русская литература, современная русская проза, современная русская поэзия, современная русская драма, история отечественной культуры новейшего времени); б) дисциплины блока «Творческое письмо» (практикум по русскому языку, современный русский литературный язык, практическая стилистика русского языка, история русской литературной критики, творческое письмо (мастер-класс по критике)); в) цикл специальных дисциплин (СД) углубляет и расширяет профессиональную подготовку выпускника, включая в себя литературное редактирование, менеджмент культурных проектов и социологию литературы, а также спецсеминары, а также широкий спектр спецкурсов и факультативов, позволяющий бакалавру самостоятельно формировать набор своих профессиональных компетенций. В соответствии со спецификой образовательной программы запланированы практики: библиографическая и производственная (редакторская, литературно-критическая или организационная - в периодических изданиях, издательствах, литературных фондах и организациях).

Также кафедра предполагает активно разрабатывать и внедрять инновационные образовательные программы, в том числе в рамках Болонского процесса, что предполагает широкий спектр работ по подготовке методических комплексов и учебных пособий по учебным курсам кафедры. Участие в Болонском процессе, а также установка на проектный формат научной и учебной деятельности обусловливают необходимость широких научных, учебных и организационных контактов. В частности, кафедра предполагает участие в создании всероссийской ассоциации вузов, ведущих подготовку студентов по современной литературе, а также масштабное сотрудничество с зарубежными вузами (среди потенциальных партнеров – Йельский университет (США), Оксфордский университет (Великобритания), Рурский университет (Германия) и многие другие).

Деятельность кафедры по изучению актуальной словесности также определяет установку на сотрудничество с партнерскими организациями самого различного профиля, в том числе производственно-практического, - с литературными институциями (премиями, фондами, книжными ярмарками и др.), издательствами, представителями книготоргового бизнеса и др. Важнейший элементом работы на этом направлении является максимальное привлечение студентов (как бакалавров специализации «Новейшая русская литература: творческое письмо», так и филологов-специалистов) к проективной деятельности с участием партнерских организаций.