ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РГГУ  
|| ГЛАВНАЯ || СТРУКТУРА || СПЕЦИАЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ || НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ || ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ || ДЛЯ СТУДЕНТОВ || ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ || ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ || КОНТАКТЫ ||
| кто есть кто | история факультета | полезные ссылки | Белые чтения | in memoriam |
СТРУКТУРА
Кафедра сравнительной истории литератур
Кафедра сравнительной истории литератур начинает свою историю с момента возникновения Историко-филологического факультета РГГУ (1992 г.). Основатель кафедры (тогда она называлась кафедра истории зарубежной литературы) и ее первый и многолетний заведующий д.филол.н., профессор Н.С. Павлова. С 2008 г. кафедрой руководит д.филол.н., профессор И.О. Шайтанов.

Среди основателей кафедры и ее первых лекторов было много известных ученых, филологов и историков - германист и теоретик культуры А.В. Михайлов, американист А.М. Зверев, историк-германист А.Я. Гуревич, итальянист Р. И. Хлодовский.

Научно-образовательная программа кафедры была сформирована в момент основания кафедры ее ведущими учеными – Н.С. Павловой, А.М. Зверевым, И.О. Шайтановым. Приоритетное научно-исследовательское направление кафедры СИЛ ? сравнительное литературоведение ? во многом определило и основной методологический принцип преподавательской и исследовательской деятельности Историко-филологического факультета в целом. Сравнительный метод исследования литератур имеет в отечественном литературоведении давний и авторитетный методологический источник ? теоретические и практические труды А.Н. Веселовского и В.М. Жирмунского, сформировавших основной круг понятий и задач компаративного метода.

Профессором И.О. Шайтановым подготовлен и читается базовых теоретический курс по истории формирования и развития сравнительного-исторического метода в литературоведении. Содержание курса предполагает изучение источников и истоков сравнительного литературоведения, его основных проблем и понятий, возникших в ходе более чем вековой дискуссии. Понимание места русской филологической школы в контексте мирового литературоведения. Определяется и сфера основных методологических аспектов компаративного исследования:
  • определение той роли, которое играет сравнительно-исторический подход в контексте исторической поэтики;
  • диалог культур как принцип литературного взаимодействия;
  • законы литературной трансформации в процессе культурного взаимодействия;
  • история идей и культурные архетипы;
  • генезис и традиция;
  • мотив и сюжет как явления жанровой памяти.
Именно этот круг проблем формирует и сферу научной деятельности членов кафедры, отраженную как в структуре лекционных курсов, так и в основных публикациях. Важно отметить, что и базовые курсы по истории мировой литературы, и страноведческие спецкурсы построены с преимущественной ориентацией на компаративный подход: описание и анализ литературы конкретной страны и отдельных памятников подкрепляется постоянным соотнесением и сопоставлением их с типологически родственными или сходными явлениями в художественной словесности иных культур регионов, периодов.