ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ РГГУ  
|| ГЛАВНАЯ || СТРУКТУРА || СПЕЦИАЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ || НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ || ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ || ДЛЯ СТУДЕНТОВ || ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ || ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ || КОНТАКТЫ ||
| кто есть кто | история факультета | полезные ссылки | Белые чтения | in memoriam |
СТРУКТУРА
Кафедра теории и истории гуманитарного знания
Миусская пл., д. 6, 266 ауд.
Тел.: 8 (499) 250-63-22
E-mail: thhk-rggu@mail.ru; tigz.ifi@gmail.com

Заведующая кафедрой:

член-корреспондент РАН, д.и.н., президент Общества интеллектуальной истории, руководитель Центра интеллектуальной истории Института всеобщей истории РАН, главный редактор журнала «Диалог со временем», профессор Лорина Петровна Репина
Концепция кафедры:
Положение о кафедре

Кафедра Теории и истории гуманитарного знания была создана в структуре Историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ в 2009 г.

Создание в 1992 г. Историко-филологического факультета представляло собой первую в истории отечественной высшей школы попытку создать комплексную программу обучения студентов историческим и филологическим наукам в широком, максимально интегрированном контексте современного социогуманитарного знания. Избранный подход имел целью преодолеть традиционно сложившиеся и институционально консервируемые дисциплинарные рамки, дать новому поколению гуманитариев профессиональное образование, соответствующее культурным и интеллектуальным потребностям общества XXI века.

Развитие современного гуманитарного знания демонстрирует высокую продуктивность интердисциплинарных подходов и исследовательских стратегий. Многочисленные методологические новации второй половины ХХ и начала ХХI века способствовали активному взаимодействию и взаимопроникновению социальных и гуманитарных наук и возникновению в их общем пространстве новых исследовательских полей «гибридного» характера. Между тем в образовательной практике (в силу ее большей инерционности) междисциплинарные границы все еще остаются почти незыблемыми. Устранить этот разрыв возможно только при создании специальных программ обучения, изначально ориентированных на выработку общего языка, на интеграцию знаний о человеке и обществе, на постановку трансдисциплинарных проблем и овладение эффективными методами их решения.

Ориентация на интердисциплинарные исследования и компаративный подход предполагает подготовку профессионалов, имеющих солидную базу теоретических знаний и владеющих на практике разнообразными исследовательскими методами и процедурами, умеющих их адекватно применять (как изолированно, так и в сочетании друг с другом в многоаспектном исследовании). Именно реализация этой масштабной задачи с учетом необходимости ускорить включение достижений науки в содержание профессионального образования является нашей целью. Для достижения этой цели в учебный план, помимо набора традиционных теоретических дисциплин включаются инновационные спецкурсы и спецсеминары, направленные на развитие трансдисциплинарного синтетического мышления и трансляцию приобретенных теоретических знаний в исследовательскую практику.

Важнейшая роль в работе кафедры отводится подготовке магистров, владеющих широким комплексом традиционных и новейших аналитических методов, свободно ориентирующихся в интердисциплинарном пространстве с его разнообразием научных языков и методических приемов, способных к разработке, адекватному и эффективному применению новых исследовательских технологий.
Сотрудники кафедры:
Воробьева Ольга Владимировна, к.и.н., доцент.
Корчинский Анатолий Викторович, к.филол.н., доцент кафедры.
Маловичко Сергей Иванович, д-р. ист. наук, профессор
Репина Лорина Петровна, доктор исторических наук, профессор
Румянцева Марина Федоровна, канд. ист. наук, доцент
Троицкий Юрий Львович, к.и.н., профессор.
Недашковская Надежда Игоревна, к.филол.н., преподаватель, спец. по уч.-мет. работе.
Москвичева София Юрьевна, лаборант
Образовательные программы кафедры:
Магистерская программа «История идей и интеллектуальной культуры»
Расписание занятий магистратуры на 2 семестр 2014-1015 учебного года
Тематика курсовых работ:
Репина Л.П.
Междисциплинарный синтез как теоретико-методологическая проблема ХХ века.
Системный подход как ведущая парадигма методологической культуры ХХ века.
Т. Кун, К. Поппер и П. Фейерабенд о когнитивных и некогнитивных факторах изменения научного знания.

Воробьева О.В.
Подходы к изучению повседневности.
Проблематика телесности в гуманитарном знании.
Теории зрения: современная историография.

Корчинский А.В.
Социальная контекстуализация идей
(Вос)производство идей в аспекте исторической травмы
Понятие в дискурсе: концептуальная история и история дискурсов.
Дискурсивная эпистемология: познавательные возможности и ограничения в дискурсе.
Дискурсивные параметры знания: историческая типология научного/философского знания в связи с исторической эволюцией научного/философского дискурса.

Троицкий Ю.Л.
Принципы исторической семантики.
Понятия на уровне интеллектуальной культуры и на уровне "ментальностей".
Проблема концептуальной инновации.
Проблема контекстуализации понятия.

Недашковская Н.И.
Проекты национального возрождения европейских народов: роль интеллектуалов.
Сравнительно-историческое изучение языков: методология романтизма.
Этимология как мистификация и методологический эксперимент.
Базовые познавательные стратегии в методологии романтизма.
Перечень примерных тем магистерских диссертаций для магистрантов программы "История идей и интеллектуальной культуры" на 2013-14 гг.:
  1. Гуманитарные науки и идеология.
  2. Европейский научный миф.
  3. История гуманитарных наук от Античности до новейшего времени (по выбору студента)
  4. Интеллектуальная история и история ментальностей.
  5. Интеллектуальная история различных эпох от Античности до новейшего времени (по выбору студента).
  6. Междисциплинарный синтез как теоретико-методологическая проблема ХХ века.
  7. Системный подход как ведущая парадигма методологической культуры ХХ века.
  8. Постнеклассическая наука. Гуманитарное знание в условиях постмодернизма.
  9. «Гендер» как категория исторического анализа. Проблематика, исследовательские установки и этапы современных гендерных исследований.
  10. Проблема исторической памяти в социогуманитарном знании.
  11. Процесс профессионализации гуманитарных наук в XIX веке.
  12. История одной из научных школ в гуманитарном знании.
  13. Трансфер идей в гуманитарном знании.
  14. Герменевтическая стратегия гуманитарного знания в ХХ веке.
  15. Классическая и неклассическая парадигмы гуманитарного знания.
  16. Гуманитарные науки в контексте «нового рационализма» ХХ века.
  17. История познавательных «поворотов» в гуманитарном знании: лингвистического, когнитивного, культурного, антропологического.
  18. Понятие в дискурсе: концептуальная история и история дискурсов.
  19. Дискурсивные параметры знания: историческая типология научного/философского знания в связи с исторической эволюцией научного/философского дискурса.
  20. Программа междисциплинарного синтеза в истории идей А. Лавджоя.
  21. Российская традиция истории мысли в ХХ веке.
  22. Интеллектуальная история в современной российской историографии.
  23. Предметные поля современной интеллектуальной истории.
  24. Следствия междисциплинарного статуса интеллектуальной истории.
  25. Глобальная история как история культурных контактов и обменов.
  26. Эпистемологические традиции и их критики.
  27. Основные позиции исторической теории после «постмодерна».
Место проведения практики обучающихся по магистерской программе кафедры «История идей и интеллектуальной культуры»:
Центр интеллектуальной истории ИВИ РАН
Дисциплины, читаемые преподавателями кафедры::
Л.П. Репина
Культурная и интеллектуальная история Европы. Часть 1 (бакалавриат, история)
Культурная и интеллектуальная история Европы. Часть 2 (бакалавриат, история)
История страны изучаемого языка. Часть 2. (бакалавриат, история и филология)
Культурная и интеллектуальная история Западной Европы в Новое время (специалитет, история)

О.В. Воробьева
Методология современного гуманитарного знания (бакалавриат, история и филология)

А.В. Корчинский
Введение в общую риторику (бакалавриат, история)
Введение в теорию межкультурной коммуникации (бакалавриат, история)
Текстология (специалитет, история)

С.И. Маловичко
Историческая география (бакалавриат, история, историческая антропология)

М.Ф. Румянцева
Методология истоии (бакалавриат, история, историческая антропология)
Теория истории (бакалавриат, история, историческая антропология)

Ю.Л. Троицкий
Введение в историческую компаративистику (бакалавриат, история)
Анализ исторического текста (бакалавриат, история)
Информационные технологии в преподавании истории (бакалавриат, история)
Методика и дидактика исторического образования (бакалавриат, история)
Методика и технологии исторического образования (бакалавриат, история, историческая антропология)
Методика преподавания истории в школе (специалитет, история)
Спецсеминары:
«Культурная и интеллектуальная история Европы Нового времени»
(Л.П. Репина)

Методологический спецсеминар «Текст: стратегии чтения»
(Ю.Л. Троицкий, А.В. Корчинский)
Спецкурсы:
«История Великобритании. Новое время»
(Л.П. Репина)
Дисциплины, читаемые преподавателями по магистерской программе кафедры «История идей и интеллектуальной культуры»:
Л.П. Репина
История исторического знания
Интеллектуальная история и историческая теория
Социальная память и историческая культура Западной Европы от эпохи Возрождения до «Века империй»

О.В. Воробьева
Методология современного гуманитарного знания
Глобальная история современной историографии

А.В. Корчинский
Введение в историю идей
Теория и практика концептуальной истории
Исторический дискурс-анализ

С.И. Маловичко
Междисциплинарные подходы в современной исторической науке
Актуальные проблемы исторических исследований. Часть 2
Память и история в общественном сознании и интеллектуальной культуре России

Н.И. Недашковская
История гуманитарных наук
Интеллектуальная культура эпохи романтизма
Когнитивные теории метафоры
Информационные технологии в историческом исследовании
Национализм в категориях и концептах

М.Ф. Румянцева
Философия и методология науки

Ю.Л. Троицкий
Историческая компаративистика
Коммуникативные стратегии историографии
Методика и дидактика исторического образования
Информационные технологии в историческом образовании
Компаративные стратегии историографии
Методика преподавания истории
Методические рекомендации по подготовке курсовых и выпускных квалификационных работ:
Подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ осуществляется в соответствии с соответствующими положениями РГГУ (Положение об основной образовательной программе высшего профессионального образования (утверждено ректором РГГУ 27.11.2010); Положение о системе контроля качества освоения ООП ВПО (утверждено ректором РГГУ 30.03.2011); Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов (утверждено ректором РГГУ 30.06.2011).
Специфика научной работы студентов в рамках основных научных направлений кафедры заключается в том, что приоритетное место отводится индивидуальной и коллективной проектной деятельности, в которой стимулируется творческий поиск и развиваются способности ставить познавательные задачи, определять пути их решения (включая альтернативные), самостоятельно добывать новые знания, критически оценивать полученные результаты и применять адекватные способы их презентации (в том числе с помощью информационных технологий) и обсуждения, формируются необходимые качества будущего исследователя и активного члена научно-экспертного сообщества. Задавая четкий алгоритм усвоения профессиональных компетенций, овладения системой специальных знаний, умений и навыков, программа готовит магистра к эффективному решению профессиональных задач в соответствии с ее профильной направленностью и в более широком плане – в таких видах деятельности, как научно-исследовательская, педагогическая, культурно-просветительская, экспертно-аналитическая, организационно-управленческая.
Сайт «Теория и история гуманитарного знания сегодня»:
Коллектив кафедры при поддержке РГГУ, Центра интеллектуальной истории РАН и Российского Общества интеллектуальной истории осуществляет научно-аналитический и образовательный проект “Сайт «Теория и история гуманитарного знания сегодня»”, одна из важных задач которого – обеспечение студентов и молодых ученых актуальными источниками по основным научным направлениям кафедры.