РГГУ
ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСТОРИИ

Сергей Петрович Лавлинский
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретической и исторической поэтики Института филологии и истории, преподаватель литературы специализированных гимназий и общеобразовательных школ (непрерывный стаж работы учителя литературы с 1982 г.).

Биографические сведения

Родился 18 января 1960 г. в г. Кемерове.

В 1982 г. окончил филологический факультет Кемеровского государственного университета. Кандидат педагогических наук (1994 г., Центр эстетического развития Института развития личности РАО), тема диссертации «Учебный диалог: природа и функции в процессе анализа и интерпретации литературного произведения».

В 1987-2000 гг. старший преподаватель, доцент кафедры истории русской литературы и фольклора Кемеровского государственного университета. Вел курсы (лекции и семинары) по истории зарубежной литературы XX вв., методике преподавания литературы (технологии литературного образования), читал теоретико-литературные и филолого-педагогические спецкурсы.

С 2001 г. – доцент кафедры теоретической и исторической поэтики историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ. Читает лекции и ведет семинарские занятия по курсам «Введение в литературоведение», «Теория литературы», «Анализ художественного текста (драма)», «Анализ художественного текста (эпическая проза)», «Методика и дидактика литературного образования» («Технология литературного образования»), «Современные образовательные технологии», «Поэтика драмы», спецкурсы «Читатель: литературоведческие и педагогические аспекты», «Судьбы драмы в неклассическую эпоху», «Поэтика новейшей русской драмы и современный культурный контекст», «Современная русская драматургия», «Литературное образование в контексте культуры».

Ведет спецсеминары «Читатель в структуре литературного произведения» и «Визуальное в литературе» (в соавторстве с В.Я. Малкиной).

Проводит регулярные интерактивные семинары для учителей литературы «Теория и практика современного литературного образования».

Область научных интересов

Занимается проблемами теоретической поэтики, рецептивной эстетики, технологии (теории и методики) литературного образования, инновационной дидактики. Автор статей по проблеме читателя в классической и современной прозе (литературоведческие и филолого-педагогические аспекты), работ по теории новейшей драматургии (в 2011 г. инициировал межвузовский проект создания «Экспериментального словаря новейшей драматургии», которым руководит до настоящего времени).

Известный специалист в сфере технологий гуманитарных коммуникаций; консультант-эксперт по вопросам современного инновационного образования; автор программ и хрестоматий по литературе, а также мультидисциплинарных программ гуманитарных семинаров-тренингов в рамках дополнительного образования для взрослых (в том числе для учителей литературы). Является одним из авторов альтернативной программы литературного образования, разработанной под научным руководством профессора Н.Д. Тамарченко.

Автор более 150 научных и научно-методических работ.

Научно-педагогическая и научно-организационная деятельность

С 2002 г. осуществляет научное руководство курсовыми и дипломными работами студентов историко-филологического факультета (с 2004 по 2014 г. было защищено 30 дипломных работ). Является инициатором интерактивного проекта научной и образовательной деятельности студентов факультета «Гуманитарные встречи» (с 2009 г.), в рамках которой проходят ежегодные студенческие конференции.

Инициатор и организатор научных межвузовских проектов, посвященных изучению поэтики современной драматургии (в частности, Международного фестиваля «Драмомания» (с 2010 г. ежегодно проводится в КемГУ).

С 2012 г. в рамках традиционной Международной конференции «Белые чтения» (РГГУ) руководит научными секциями «Современная драматургия» и «Визуальное в литературе» (совместно с В.Я. Малкиной).

Разработчик серии проектов для педагогов-словесников и школьников (Школа словесника, Школа читателя, Школа понимания, Школа драмы и др.), которые реализуются в Москве и других городах России с 1989 г. Учитель литературы и научный руководитель гуманитарных проектов московских гимназий №№ 45, 1582 и некоторых других (по приглашению администрации и методических объединений учителей-словесников). В гимназии № 45 с 2003 г. проводит ежегодные всероссийские молодежные гуманитарные конференции (к 2015 г. выпущено 9 сборников материалов проведенных конференций). В гимназии № 45 и МЭШ вел занятия по литературе в системе международного бакалавриата (IB) (три успешных выпуска: два в 2009 и один в 2012 гг.).

Избранные публикации

Теория литературы

Технология литературного образования и инновационная дидактика

Составление, общая редакция

Сборники материалов молодежных гуманитарных конференций, проходивших в московской гимназии № 45

Интервью и статьи о гуманитарной деятельности С.П. Лавлинского

Видеоматериалы

Фрагменты Восьмой молодежной гуманитарной конференции «Рок-поэзия: текст, музыка и позиция слушателя» (Москва, гимназия № 45, 14-16 марта 2012 г.)
Фрагменты Школы читателя «Как закручена «Веревка Альфреда Хичкока?» (Москва, гимназия № 45, 16 марта 2013 г.)

Фильм Сергея Лавлинского «Учитель».
Фильм посвящен известному отечественному литературоведу, одному из основателей Кемеровской школы теории литературы, профессору Института филологии и истории РГГУ Натану Давидовичу Тамарченко (1940 – 2011).
© «АпостолЪ-Фильм». Москва - Кемерово - Санкт-Петербург. 2010 г.
Продолжительность: 54 мин

Программы